При понижении среднесуточной температуры до +4-5 градусов водители начинают «переобувать» автомобили, меняя летнюю резину на зимнюю. Обычно это происходит в конце ноября – начале декабря. Часто возникает вопрос: какие покрышки устанавливать на машину – шипованные или нешипованные. Выбор типа зимних шин зависит от качества покрытий зимних дорог, а также от климата в регионе.

Шипованные шины выбирают в трех случаях:
- нужно часто ездить по обледенелым дорогам и укатанному снегу;
- в районе, где эксплуатируют машину, зимы с постоянными перепадами температур от -1 до +1 градуса, что регулярно приводит к образованию льда на дорогах;
- приходится передвигаться по загородным трассам, где дороги чистят редко.
Плюс шипованной резины в том, что она обеспечивает надежное сцепление колес со льдом и укатанным снегом. Это происходит за счет зацепа множества металлических элементов, которые выступают из протектора, с поверхностью дороги.
Минус шипованных шин – значительный уровень шума при езде, а также плохое сцепление колес с сухим асфальтом, что увеличивает тормозной путь. Также металлические шипы повреждают дорожное покрытие, поэтому «шиповки» запрещены в ряде стран Европы.
Выбирать фрикционные зимние шины следует, если машина используется для поездок в черте города, а также в районах с мягкими зимами и преобладанием на дорогах мокрого снега, слякоти. Главный недостаток фрикционной резины – ее протектор хуже сцепляется и обледенелой дорогой, особенно при резком старте с места, торможении и на подъемах.
Состав и тип протектора шипованной зимней резины
На поверхности протектора ошипованных автопокрышек во время их изготовления формируют гнезда сложной формы. В эти посадочные места при сборке шин запрессовываются металлические элементы в виде стержей с хвостовиками. Хвостовая часть (или «якорь») в виде шляпки внедряется в посадочное место протектора. Наружу выступает корпус шипа с твердотельной вставкой, которая придает элементу прочность.
При движении автомобиля шипы «вгрызаются» в поверхность льда или снежной корки. Это позволяет снизить риск пробуксовки колес, улучшает управляемость машиной при поворотах, в моменты ускорения и при торможении.
Эффективность работы шипов зависит от температуры воздуха, лучше всего они проникают в обледеневшую поверхность при умеренных морозах. Если воздух становится ниже -25-30 градусов, прочность льда увеличивается, и шипам сложнее его проламывать.

Производители автомобильной резины устанавливают в протекторы покрышек шипы различных форм:
- круглые;
- квадратные;
- овальные;
- крестообразные.
Конструкцию элементов подбирают опытным путем, экспериментируя с различными наконечниками на специальных полигонах. Во время проектирования автопокрышек вычисляют оптимальное количество шипов в одном колесе, а также их расположение в протекторе.
В контактной плоскости автопокрышек вырезаются ледоотводные канавки вокруг шипов. Когда металлический элемент продавливает ледяную поверхность, на грунте образуются крошки, которые забивают эти канавки, вместо того чтобы налипать на шипы и уменьшать область контакта с плоскостью дороги. При вращении колес ледяная пыль выбрасывается из канавок за счет вибрации.
Каучуковая смесь шипованных покрышек термоактивная. Материал изменяет плотность в зависимости от температуры: чем она выше, тем мягче резина нижнего слоя, что позволяет шипам частично утапливаться внутрь протектора. В морозную погоду каучук твердеет, становясь плотной опорой для шипов.
Особенности фрикционных автомобильных покрышек
Фрикционные шины – «липучки» – изготавливаются из эластичных каучуковых смесей. В состав добавляют больше натуральной резиновой крошки, силику и специальные присадки, за счет чего протектор нешипованных покрышек не твердеет при температурах ниже -15-20 градусов.
Название «липучка» описывает принцип работы протектора колес. Нешипованная резина не липнет в прямом смысле к дороге, а благодаря мягкости и эластичности, микрочастицы протектора облегают неровности льда и снега, обеспечивая высокий коэффициент трения.

Отличия рисунков протектора шипованных и нешипованных покрышек
На шипованной резине широкие, массивные грунтозацепы. Протектор состоит из больших, четко очерченных блоков. Это необходимо для того, чтобы между ними оставались места для установки шипов. Количество ламелей на протекторе минимально. Основную работу по сцеплению с дорогой выполняют шипы.
На протекторе фрикционных шин есть множество ламелей – вся контактная поверхность покрыта сеткой тонких прорезей. При соприкосновении с дорогой края ламелей смыкаются, создавая множество острых граней, которые впиваются в снег и лед.

Асимметричный или направленный рисунок на «липучках» нужен для лучшего отвода воды и слякоти от зоны контакта колеса и дороги. Это позволяет снизить эффект аквапланирования. Также в современных моделях автопокрышек на краях ламелей делают микроскопические отверстия, которые работают как присоски – приклеиваются к влажной дорожной поверхности.