Ежегодный ритуал водителей — смена шин с «зимы» на «лето» — уже вот-вот начнётся. Как сервисные центры подготовлены к наплыву авто, какие стандартные услуги шиномонтажа они оказывают и какие новые могут предложить? Журналисты av.by отправились в один из столичных сервисов MegaSklad, чтобы узнать подробности на месте, а ещё посмотреть, как работают уникальные для Беларуси роботизированный шиномонтажный станок и балансировочный стенд.
Шины на складе, уникальное оборудование. Как мастерские готовятся к сезону «переобувки»?
На улице уже тёплое весеннее солнце, а температура — три градуса тепла. Ещё немного — и начнётся сезон «переобувки» авто в летние шины.
— С этим лучше не затягивать. Когда среднесуточная температура достигнет около +10 градусов, тогда автовладельцам и пора менять шины. Ведь состав зимних покрышек совершенно отличается от летних. При высокой температуре на улице «зима» начинает быстрее изнашиваться, а вождение в данном случае становится небезопасным: тормозной путь увеличивается, — такой рекомендацией встречает нас с фотографом старший мастер шинного центра Борис Мельгуй, который работает здесь (и в сфере шиномонтажа) уже несколько лет.
Сервисный центр MegaSklad находится в частном секторе возле МКАД — на улице Родниковой. К началу сезона компания сделала его более презентабельным снаружи и внутри, установила подъёмник, организовала зону ожидания для клиентов и поставила новейшее оборудование, которое мало где встретишь в Беларуси. Но о нём позже.
Вообще, основной вид деятельности фирмы — импорт в Беларусь шин для легковых и грузовых авто и дисков. К сезону, несмотря на некоторые проблемы с поставками, организация всегда готовится основательно: привозит продукцию в страну заранее и обеспечивает выбор из покрышек различных производителей.
А сервис органично появился чуть позже. Полтора года назад открылся шинный центр MegaSklad на проспекте Пушкина. Автовладельцы могут, приезжая сюда, закрыть сразу все потребности: и купить шины, и установить их на машину, и даже оставить на хранение.
— Мы оказываем такие услуги, как замена резины, ремонт и варка боковых порезов, ремонт обычных проколов, правка и раскатка дисков, правка литых дисков, сварка аргоном, если есть сильные повреждения, замена масла. А ещё фишка нашего сервиса — это мобильный шиномонтаж. На специально оборудованном грузовике мастер выезжает к клиенту в любую точку города или за город, чтобы привезти новые шины и сразу их установить. Услугой пользуются нечасто — как правило, те, кто не имеет много свободного времени, — рассказывает мастер.
Хотя много времени на шиномонтаж и не требуется. Здесь работают пять мастеров, которые справляются с «переобувкой» четырёх колёс примерно за 20—30 минут. Главное, чтобы автовладелец предварительно записался, так как живой очереди нет. Но если кто-то приедет и будет свободное окошко, то мастера возьмутся за дело.
С этого сезона на Родниковой появился сервис для мотоциклов: шиномонтаж, ремонтные и слесарные работы. Специализация в основном на Harley-Davidson.
Кстати, а вы знаете, как подготовить машину к «переобувке»? Вот что советует Борис:
— В идеале нужно, чтобы диски были чистые, особенно если это смена после зимы, когда на колёсах есть грязь, песок и соли. Можно предварительно помыть машину перед шиномонтажом. Хотя это не обязательное условие, ведь мы и сами всё счищаем во время работ.
«Клиент с вероятностью 99% уедет с колёсами без вибрации»
Что же за новейшее оборудование есть в сервисном центре? Ещё в декабре MegaSklad приобрёл большую редкость для белорусского рынка — шиномонтажный роботизированный станок Hunter и балансировочный стенд Hunter Road Force Elite. Мы уже немного рассказывали о том, какие проблемы с колёсами они решают, а теперь пришло время посмотреть, как это работает на практике.
— Балансировочный стенд Hunter иначе мы называем стендом виброконтроля. Для чего же он необходим? Думаю, автовладельцы сейчас поймут, о чём я расскажу. Бывает такое, что человек приезжает на обычный шиномонтаж, балансирует колёса, выезжает на дорогу общего пользования, но у него остаётся вибрация в колёсах. Он возвращается на шиномонтаж, а ему говорят, что всё в порядке и якобы услуга проведена качественно. Однако клиенту вибрация продолжает доставлять дискомфорт во время езды. Для машины же это чревато износом узлов подвески и резины, — объясняет мастер шинного центра.
А почему возникает вибрация колёс после их балансировки? По словам Бориса, если услуга проведена на обычном станке, где балансируют колесо только в пространственных плоскостях, может возникнуть силовая неоднородность резины, которая и создаёт вибрацию.
— На этом балансировочном стенде не только делается классическая балансировка в пространственных плоскостях, но ещё и имитируется движение колеса по дороге. Прибор имеет в своём функционале выдвижной ролик, который прижимает колесо с усилием в 600 кг. Так и проверяется силовая неоднородность колёс. Резина — это упругий материал, и в одном месте она может быть более жёсткая, а в другом — мягкая. Стенд всё это считывает и предлагает решение. Поэтому проблема вибрации исключается на старте, то есть клиент с вероятностью 99% уедет с колёсами без вибрации, — рассказывает мастер.
Также благодаря прижимному ролику на стенде измеряется боковой увод колёс.
— Бывает такое, что человек едет со скоростью 90 км/ч, некрепко держит руль, а машину начинает при этом уводить немного вправо или влево, хотя дорога ровная. Первое, о чём думает владелец авто, — что ему нужно поехать в центр развала-схождения и узнать угол установки колёс. Но мы рекомендуем проверить колесо на боковой увод именно на таком оборудовании.
Мастер говорит, что очень часто боковой увод может возникать из-за неравномерного износа шины либо внутренних дефектов, поэтому и пятно контакта колеса будет со смещением. Только на данном стенде можно это проверить. Ролик создаёт давление, датчики измеряют боковой увод и выводят информацию на монитор. После проверки всех четырёх колёс на стенде программа предложит поставить два колеса, у одного из которых может быть увод вправо, а другого — влево, на одну ось, чтобы тем самым силы увода компенсировались.
Возле балансировочного стенда установлен шиномонтажный роботизированный станок Hunter. Это оборудование позволяет позаботиться о покрышке и диске машины. Ведь на нём без случайных повреждений можно бортировать даже сложное колесо с низким профилем, имеющее определённую жёсткость. В станке многие компоненты сделаны из пластика, поэтому нет прямого контакта металла с металлом и риск повредить диск во время шиномонтажных работ нулевой.
Мастер при использовании оборудования применяет приспособления для бортировки резины — подхватывающие ролики и монтажные головки. Обслуживание на этом устройстве доступно для любых шин. Но помимо того, что на нём можно провести просто шиномонтаж, к станку также необходимо обратиться мастеру, когда он осуществляет балансировку колёс. А зачем — совсем скоро покажем.
«С помощью стенда убирается как статический дисбаланс, так и динамический»
И как это всё работает? Нам повезло, ведь на сервис как раз приехал один из постоянных клиентов MegaSklad Глеб, который обслуживает свой Mercedes здесь уже несколько лет.
Мужчина во время езды столкнулся с проблемой бокового увода колёс, а также частично вибрацией. Узнав о новом оборудовании на сервисе, решил воспользоваться услугой балансировки. К тому же балансировочный стенд сразу собирает большое количество данных о колесе, чтобы максимально позаботиться о машине клиента.
— Хоть стенд и обладает сложными технологиями, любой опытный мастер разберётся в его работе. А ещё компания, которая поставила нам оборудование, провела первичный инструктаж. Но первое, с чего я начинаю, — это стандартный процесс съёма колёс и их очистка от грязи и пыли, — рассказывает Борис.
После этого мужчина берёт первое колесо (переднее правое) и устанавливает на балансировочный стенд. Начальный этап — проверка центровки, ведь колесо должно быть идеальным посередине. Механизм автоматически прокручивает его несколько раз, а лазер при этом считывает диск. Все параметры выводятся на экран, то есть вручную ничего мерить и вводить не нужно. Иногда стенд требует немного подкачать колёса до необходимого давления.
— После центровки колесо прокручивается прижимным роликом, который создаёт условия реальной дороги. В данном случае на диске первого колеса найдена небольшая неровность, — комментирует ход работ Борис и поясняет: — В шинах есть места, где склеиваются слои протекторной ленты. Эти области, как правило, самые «тяжёлые». Некоторые производители даже специально на новых шинах делают пометки: ставят красные, зелёные точки. Стенд нам показывает, где имеются неровности и куда положить спайку — грузик.
Мастер дополнительно протирает эти неровности и добавляет сюда один грузик. Кстати, грузы — это серьёзная расходная часть мастерских. Некоторые считают их использование в отдельном прайсе для клиента. Но в MegaSklad так не делают. Стенд позволяет не тратить часто грузы, ведь правильно рассчитывает, куда их клеить и сколько.
И так проводится балансировка каждого колеса. Как правило, один сотрудник снимает колёса, другой работает на балансировочном стенде, а третий — на шиномонтажном станке, если шину нужно совместить с диском. В итоге экономится время и мастеров, и клиента. В помещении скоро установят видеокамеры, чтобы посетитель мог наблюдать за работой специалиста в зоне ожидания.
— Важность стенда в том, что на нём проводится балансировка в двух плоскостях. С помощью этого оборудования убирается как статический дисбаланс (подпрыгивание колеса), так и динамический.
Последнее колесо, которое проверяет Борис, заднее. Оно, судя по значениям неоднородности, и доставляло клиенту неудобства при езде. Стенд выводит на экран информацию о том, где находится самая «тяжёлая» точка на шине и самая «лёгкая» на диске. Мастер отмечает их мелом, снимает колесо со стенда и перекладывает его на шиномонтажный станок. Спустя менее чем десять минут точки совмещены.
Борис снова проверяет колесо на стенде и убеждается: совмещение шины и диска привело показатели в норму. Программа стенда позволяет посмотреть, как было до сервиса, и сравнить с результатом. Теперь всё в порядке, и клиент может до сезонной замены забыть о посещении сервиса.
Партнёрский материал
Группа компаний «Мегасклад» и каждый её сотрудник отчётливо понимают, что клиент — это высшая ценность любого бизнеса, любой сферы услуг. Именно поэтому мы каждый день работаем над тем, чтобы наши клиенты получали максимальный уровень сервиса. Это касается продажи шин, их установки и хранения. Мы искренне верим, что много сервиса не бывает! И если клиент оказал честь, выбрав нас, наш профессиональный долг — сделать так, чтобы он остался доволен.
Оригинал статьи: https://av.by/news/kak-gotovitsya-k-sezonu-pereobuvki-shin-shinomontazhnyye-masterskiye