Шум или гул из-под колес – распространенное явление, связанное с конструкцией и особенностями эксплуатации резины. Но иногда гудение сигнализирует о неисправностях шин или самого автомобиля.
Чем может быть вызвано гудение колес
Любые автомобильные шины издают шум во время движения. Причина – трение протектора о дорожное полотно, а также вибрации блоков протектора и движение потоков воздуха в его канавках. Летняя резина может издавать излишний гул по нескольким причинам:
- Рисунок протектора. Чем больше блоков, канавок на протекторе покрышки и они глубже, тем больше в них движется воздух во время езды. На скорости движение потоков воздуха создает шумовой эффект гудения. Чем агрессивнее рисунок протектора, тем больший шум он издает. Особенно громко гудит внедорожная резина.
- Состав резиновой смеси, из которой изготовлена покрышка. Жесткие шины гудят сильнее, чем более мягкие. Для повышения уровня акустического комфорта производители добавляют в резиновую смесь смягчающие элементы, например, пластификаторы или диоксид кремния (силику). Бюджетные модели автопокрышек, а также спортивная резина имеют в составе смеси меньше смягчающих элементов, что приводит к их большей шумности.
- Ширина колес. Широкопрофильные шины имеют большее пятно контакта с дорогой, а значит, больше шумят, чем автопокрышки с более узким профилем.
- Качество асфальта. Чем абразивнее асфальт и чем больше в его составе каменного щебня, тем сильнее гудят колеса во время движения. Изъяны и неровности дорожного полотна также добавляют лишний шум.
- Скорость движения. Чем выше скорость, тем сильнее шум, так как на скорости различные звуки сливаются в однообразный гул.
- Перегруз автомобиля. Из-за него изменяется пятно контакта и усиливаются вибрации покрышек. Также перегруз увеличивает аэродинамическое сопротивление воздуха.
- Выбор резины не по сезону. Летние шины при температурах около или ниже нуля дубеют, а жесткие автопокрышки всегда сильно шумят. Зимняя резина в теплый сезон становится излишне мягкой, поэтому во время движения увеличиваются ее вибрации, вызывающие гул.
- Неправильное давление в шинах. Перекаченные покрышки становятся жестче, поэтому шум от них во время движения увеличивается. Если давление ниже нормы, они становятся мягкими, что усиливает вибрации и опять-таки увеличивает шумность.
Зимние покрышки могут гудеть еще по одной причине – шипы. Громкий гул, вызывается трением шипов об асфальт, если тот не покрыт снегом или льдом. При наборе скорости – царапанье сливается в однообразный гул.
Нешипованная зимняя резина (липучки) лишена этого недостатка. Из-за более мягкой резиновой смеси они тише, чем шипованная или летняя резина. Но при езде по сухому и теплому асфальту «липучки» также будут сильно шуметь.

Когда гудение сигнализирует о неисправности шины или авто
Гудение покрышек может быть вызвано не только особенностями конструкции покрышек или неправильным давлением в шине. Гул во время поездки может свидетельствовать о неисправности покрышек или элементов подвески автомобиля.
Неравномерный износ протектора (краев или центральной части) приводит к деформации блоков и к возникновению неровностей на поверхности. Неровности протектора, а также изменение пятна контакта с дорогой вызывают шум, интенсивность которого увеличивается с набором скорости.
Неравномерный износ протектора могут быть по причинам:
- слишком низкое или высокое давление в шинах;
- неверные углы развала-схождения колес;
- неправильная балансировка резины или отпавший балансировочный грузик;
- агрессивный стиль вождения или неисправности подвески.
Гудение из-под колес может быть никак не связано с автомобильными шинами. Например, износ ступичного подшипника вызывает вой. Проверить это достаточно просто. Нужно выехать на дорогу с другими характеристиками асфальтового покрытия. Если звук изменился, например, стал громче, тише или исчез – гудят шины. Если не изменился – неисправен подшипник ступицы колеса.

Как уменьшить шум из-под колес
Уровень шума можно уменьшить. Для этого нужно придерживаться правил ухода за автомобилем:
- Сменить покрышки на малошумные. Шумность резины указывается на евроэтикетке покрышек. Шумность покрышек обозначается числами (количество децибелов), звуковыми волнами (чем меньше волн, тем менее шумная резина, одна волна – шумность до 69 дБ) или буквенной шкалой от A до C, где «A» – наименее шумные покрышки. Шумность до 73 дБ считается комфортным показателем, «тихая» резина имеет показатель шумности до 65-67 дБ. Заменив старые автопокрышки на малошумные с другим рисунком и уровнем жесткости протектора, можно уменьшить уровень шума на 10 %.

- Следить за износом протектора и своевременно менять резину. Уменьшение глубины протектора ниже необходимых показателей приводит к росту шумности резины. Если резина изнашивается неравномерно, нужно отрегулировать углы установки колес (сделать развал-схождение) или провести балансировку.
- Не допускать перегруза автомобиля. Превышение максимальной грузоподъемности увеличивает показатели шума, а также ускоряет износ покрышек и подвески.
- Проверить атмосферное давление в шинах и следить, чтобы оно было не меньше и не больше, чем рекомендовано производителем.
- Проверить балансировку шин и ступичные подшипники. Делать балансировку нужно каждые 10-15 тыс. км или при сезонной замене шин. Проверить подшипники можно самостоятельно, например, измерив люфт колеса.
- Сделать шумоизоляцию колесных арок. После шумоизоляции арок уровень шума снижается на 5 дБ.
- Соблюдать скоростной режим. Даже самые малошумные автопокрышки будут шуметь на высокой скорости.