Главная Новости Фрикционные шины: преимущества и недостатки

Фрикционные шины: преимущества и недостатки

Фрикционными шинами называют зимние покрышки без шипов, которые сцепляются с дорожным покрытием за счет эластичного протектора со специальным рисунком. Фрикционные покрышки также называют «липучками», так как при движении автомобиля их контактные плоскости «прилипают» к асфальту, что способствует лучшему сцеплению колес с дорогой, а также уменьшению тормозного пути.

Фрикционные шины

Отличие «липучек» от шипованных шин по составу резины и структуре протектора

Сцепление с дорогой у фрикционных покрышек осуществляется за счет повышения силы трения, а не за счет врезания шипов в ледяную или снежную корку. Зимняя резина без шипов изготавливается из каучуковой смеси, в которую входят следующие компоненты:

  • натуральный и синтетический каучук – натуральной крошки содержится больше, чем искусственной, поэтому резина после вулканизации становится эластичнее, чем у шипованных автопокрышек;
  • добавка силики – присадка предотвращает отвердение материала при температурах ниже -15-20 градусов;
  • сажа (технический углерод) – наполнитель, который придает шине черный цвет, увеличивает прочность покрышки, ее износостойкость и устойчивость к воздействию УФ-лучей;
  • кремниевая кислота – часто используется вместо сажи. Повышает сцепляемость колес при движении по мокрым дорогам и обледенелым поверхностям, снижает сопротивление качению во время езды, что позволяет снизить расход топлива. Минус кремниевой кислоты – меньшее влияние на износостойкость резины по сравнению с сажей;
  • сера – при вулканизации объединяет молекулы каучука, превращая мягкую, тягучую резиновую смесь в упругий и прочный материал;
  • антиоксиданты, антиозонанты – защищают резину от старения, растрескивания под воздействием кислорода, озона и УФ-лучей, продлевая срок ее службы;
  • масла и смолы – делают каучуковую смесь пластичной и облегчают процесс ее смешивания и формовки.

Корд – армирующая сетка, придающая элементам автопокрышки прочность и форму. Металлический корд изготавливают из стальной легированной проволоки. Такая сетка применяется при изготовлении брекера покрышки и ее бортовых частей.

Неметаллический корд делают из нейлона, полиэстера, вискозы, кевлара. Такие материалы часто применяют для изготовления каркаса протектора. Отсутствие стальных нитей в корде повышают гибкость элементов автопокрышек, увеличивают плавность хода колес.

Шины липучки

Структура протектора у «липучек» отличается количеством мелких и тонких прорезей – их больше по сравнению с шипованными аналогами. Прорези при движении по дороге и работают как щупальца, цепляясь за неровности льда или снежной корки. Часто ламели делают зигзагообразными или пилообразными, чтобы улучшить эффективность зацепа с дорогой. Рисунок протектора на «липучках» часто более асимметричный по сравнению с шипованными автопокрышками – это также улучшает сцепляемость с мокрой дорогой при низких температурах.

Виды фрикционных шин и маркировка

«Липучки» делят на две группы:

  1. Скандинавский тип (Nordic, Arctic) – предназначены для эксплуатации в регионах с суровыми зимами со значительным снежным покровом на дорогах, в гололед, при температурах ниже -10-15 градусов. Их особенности: максимальная эластичность резины, частая и сложная сетка ламелей, на протекторе могут присутствовать 3D-ламели. Выпуклый рисунок протектора с крупными блоками позволяет им глубоко врезаться в снежный грунт. Протектор способен самоочищаться – во время вращения колес измельченный снег скатывается с граней ламелей. На скандинавских покрышках часто присутствуют увеличенные грунтозацепы, расположенные по краям протектора, они нужны для улучшения сцепления с рыхлым снегом.
  2. Европейский тип – резина предназначена для мягких, дождливых зим с преобладанием на дорогах мокрого снега, слякоти. Хорошо подходит для движения по мокрому асфальту во время перепадов температур от отрицательных к положительным и наоборот. Особенности европейских шин: резина жестче, чем у скандинавских, но мягче, чем у шипованных автопокрышек. Это требуется для устойчивости при движении на высоких скоростях по мокрым дорогам. На европокрышках меньше ламелей, рисунок протектора оптимизирован для отвода воды из зоны контакта с дорогой. Рисунок часто делают направленным, чтобы повысить сопротивление колес аквапланированию.

Типы нешипованных зимних шин

На боковые поверхности фрикционных автошин наносят следующие надписи:

  • Winter – обозначает сезонность резины, шины с этой маркировкой можно использовать при температуре менее 0 градусов;
  • M+S (Mud + Snow) – указывает на эффективность эксплуатации автопокрышек на заснеженных поверхностях и при наличии на дорогах грязи;
  • Water, Rain, Aqua – надписи означают, что фрикционные шины разработаны для езды по мокрому асфальту, например, в периоды потепления;
  • Extra Load или XL – маркировка информирует о повышенной грузоподъемности шины. Резина предназначена для микроавтобусов, небольших грузовиков;
  • SUV или 4х4 – информация свидетельствует о специализации покрышек, такие модели разработаны для кроссоверов, внедорожников и другого транспорта повышенной проходимости.

Преимущества и недостатки шин-липучек

«Липучки» эффективны на рыхлом снегу, мокром или сухом асфальте, а также при езде по снежной каше, которая образуется после обработки городских дорог реагентами. Хорошо подходят для эксплуатации по зимним трассам при отсутствии льда на поверхности, иначе – тормозной путь будет увеличен.

Нешипованные шины долговечны, а их характеристики в процессе эксплуатации снижаются незначительно, если ездить на автомобиле в спокойном режиме – плавно разгонять и плавно тормозить машину. В то же время, после утраты даже части шипов на шипованных покрышках коэффициент их сцепления с грунтом заметно снизится.

Нешипованные шины

Благодаря отсутствию на протекторе «липучек» металлических элементов они менее шумные. Также отсутствие шипов позволяет фрикционным шинам не портить асфальт.

Недостатки «липучек»:

  • плохое сцепление с ледяной коркой – повышается риск заноса, увеличивается тормозной путь;
  • сложности при езде по укатанному снегу – без шипов колесам нечем цепляться за слои снега на дороге;
  • при резком старте на «липучках» велика вероятность пробуксовки ведущих колес – из-за малого коэффициента сцепления с грунтом. Необходимо плавно трогаться с места;
  • при температуре около нуля градусов на поверхности льда образуется слой воды, который с мелкой ледяной крошкой и снегом может забить прорези на протекторе – это также снизит сцепление шин с дорогой;
  • при температуре ниже -25-30 градусов фрикционные шины могут затвердеть, их эксплуатационные характеристики снизятся. Исключение – покрышки скандинавского типа.
Поделиться:
Меню
  • Поле E-mail заполнено не корректно
  • Поле E-mail заполнено не корректно
  • для .w-validation-alert есть 3 класса: color001, color002, color003
Заказать звонок