Уже несколько лет на шинном рынке происходят катаклизмы. Прямо сейчас наблюдается еще один, но на этот раз — позитивный для автолюбителей: на многие бренды цены просели как никогда. Поэтому если вы задумывались о покупке нового комплекта к зиме — можно уже открывать оформлять заказы. Ну а вместе с экспертом мы разберемся, на какие шины стоит обратить внимание с разным бюджетом. И поговорим о том, что будет дальше — особенно в условиях закрытия польской границы.
Аномалия в бюджетном сегменте: «китайцы» просели в цене
Наш рынок за последние пять лет успел пройти через череду турбулентностей, запретов и ограничений и после стадий отрицания, гнева и торга наконец пришел к принятию. Так считает Дмитрий Марголин, заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «Мегасклад».

— Это значит, что мы все — поставщики, потребители — уже приняли то, что происходит, предрассудков стало меньше, — говорит он. — Если четыре года назад споры насчет продукции из Китая и российских заводов полыхали без остановки, то сегодня очень многие поняли: Китай — не есть плохо, а Pirelli из России не отличаются от шин этого бренда из других стран. А еще финский Nokian действительно ушел, но Ikon по праву может стоять с ним на одном уровне: качество не изменилось. Я считаю, что все мы стали сильнее, опытнее, мудрее.

Так, например, год назад в продаже насчитывалось свыше 35 китайских брендов, и мы говорили о том, что рынок сам себя обязательно очистит. Много времени на это не понадобилось — наш рынок все-таки маленький и очень претензионный. Сейчас осталось около 10—13 китайских производителей, бóльшая часть из которых зарекомендовала себя еще до всех турбулентных событий.
Радует, что в разных бюджетных сегментах тоже ничего не меняется: бренды, которые к ним относились, в них и остаются. Начнем с C — самых доступных покрышек. В этом сегменте у нас по-прежнему находится наша родная «Белшина», а также Cordiant и некоторые китайские бренды. Но сейчас мы наблюдаем аномалию: по цене их лихо подрезают некоторые китайские производители из сегмента «медиум минус» — по многим позициям они даже дешевле белорусских и российских шин.

Это вызвано двумя факторами. Во-первых, логистикой: стоимость доставки из Китая упала практически в два раза с января. А во-вторых, курсом доллара.
По сравнению с прошлым годом многие зимние китайские шины подешевели примерно на 20—25%.
Некоторые, соответственно, стали дешевле «Белшины». В самых ходовых размерах — например, 205/55 R16 — хорошего, классного «китайца» можно купить за 106—110 рублей, в то время как наша отечественная покрышка может стоить 125—135.

В качестве примера можно привести бренд Grenlander. Он продается у нас на рынке более семи лет — еще с тех прекрасных пор, когда рынок был в полном изобилии. Заглядываем в Каталог Onlíner и смотрим цены на самые ходовые размеры. Стоимость покрышки 195/65 R15 начинается от 126 рублей, 205/55 R16 — от 107.

Российский «медиум» решил агрессивно захватить рынок. Вот каким образом
Переходим в средний сегмент. Там глобальных изменений не предвидится.
— К этому сегменту отнесем корейский Hankook и российский Gislaved, — продолжает Дмитрий. — Последний бренд также демонстрирует ультранизкие цены. Это обусловлено исключительно политикой завода — он решил произвести агрессивный захват рынка и поменял формулу ценообразования. При невысоком курсе российского рубля к доллару эти цены не иначе как аномалией не назовешь.

— А рецептура шин случайно от этого не пострадала?
— Нет, качество шин никак не изменилось, изменилась формула цены, условия работы с дилерами. Завод формирует прайс в долларах (то есть мы как дилеры получаем прайсы в долларах, а платим в российских рублях). А поскольку доллар по отношению к российскому рублю просел, то случилось и понижение стоимости шин на 15—20%.
Отмечу, что Gislaved продает линейку шин в том числе с протектором Arctic Control — это тот же Continental Viking 7. Он достался калужскому заводу в наследство от немецкого производителя. Качество отличное, стоимость неприлично низкая. Но как только ситуация с курсом изменится — цены уже не будут настолько интересными. У Ikon и Pirelli остается привязка к российскому рублю, поэтому стоимость этих шин так не просела.
В общем, сейчас «волна» Gislaved. Тем, кто планировал брать хорошие недорогие шины в среднем или премиальном сегменте, стоит присмотреться к Arctic Control и Soft Frost 200. Разница с Pirelli, Ikon или Hankook будет очень существенной. Только жаль, что не так много типоразмеров, как хотелось бы.
В премиуме и «цэшках» все стабильно
Премиальный сегмент рынка в последние годы наиболее стабилен. Для наших автолюбителей самым актуальным остается российский производитель с итальянскими корнями — Pirelli.
— Все остальное к нам поступает по параллельному импорту, и цены, конечно же, радовать не могут, — отмечает собеседник. — Стоимость на премиум высокая, и все больше людей от сезона к сезону отказывается от привычного им европейского премиума и переходит на другие бренды.

Это связано в том числе с тем, что альтернативные производители сильно поднимают свой уровень, и для обычного водителя, каковыми являются 90—95%, разницы нет никакой. Факт, точка.
Pirelli — премиальная шина, никто ее из этого сегмента не убрал и убрать не может, ее качество не меняется. Но если кому-то больше нравится Michelin и он готов покупать себе эти шины — то почему нет. Однако с точки зрения вложенных денег и получаемого качества оно того не стоит. Стоимость Michelin, Bridgestone и Goodyear сейчас — это стоимость способов их доставки в Беларусь, не более.

Не забываем и про «цэшки» — шины для коммерческого транспорта. В этом сегменте тоже без особых изменений.
— Хорошо себя в этом сегменте чувствуют «турки» — Lassa, Petlas. Но до сих пор наблюдаются определенные проблемы с поставками из Турции. Банковские платежи проходят тяжело: один из пяти может проскочить, а может и нет, — обращает внимание Дмитрий.

Планируют ли европейские бренды вернуться к нам на рынок? И как на нас повлияла ситуация на польской границе?
— Вернулись ли к нам какие-либо ушедшие после 2022 года бренды? Или, может, планируют возврат?
— Стоящие бренды не вернулись. Все европейские производители, которые были для нас закрыты, они закрыты для нас по-прежнему. Нет никаких оснований или сигналов о том, что возможен их возврат на рынок, как бы нам и им этого ни хотелось.
— Будут ли расти цены к декабрю?
— Свежие поставки, которые будут приходить в конце сентября — начале октября, сами по себе органически будут немного дороже за счет того, что и курс за это время приподнялся. Сюда же добавляем логистику — это существенный фактор конечного ценообразования, и он с середины августа показывает умеренный рост. Так что все, привезенное ближе к сезону, будет выше по стоимости.
Но это если не произойдет каких-то фундаментальных изменений, к которым относится, например, закрытие польской границы, в том числе ж/д перевозок. Сейчас мы эти изменения не ощущаем, но ощутим их через две-три недели, потому что железная дорога не резиновая. Если будет происходить скопление транспорта, то оно постепенно будет затрагивать всю магистраль до пункта отправления. Положительным образом это никак не повлияет.
— При самых плохих прогнозах дефицит может из-за этого возникнуть?
— Дефицит в любом случае будет наблюдаться в отдельных брендах и отдельных типоразмерах.

— Что насчет постановления №713 «О системе регулирования цен»? Как оно влияет на рынок?
— Это дискуссионный момент. Мы понимаем цель, и она благородная. Но по методам, безусловно, есть вопросы, которые требуют серьезной калибровки.
Создано по материалам беседы журналиста Онлайнер с нашим специалистом Дмитрием Марголиным. С оригиналом статьи можно ознакомиться по ссылке